Учет трудовой деятельности работника в электронной форме

Вниманию клиентов Адвокатского объединения «Моргун и партнеры», имеющих наемных работников, информируем, что 10 июня 2021 года в Украине вступил в силу подписанный Президентом Украины 04 марта 2021 Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по учету трудовой деятельности работника в электронной форме».
Данным Законом введен в действие учет трудовой деятельности работников в электронной форме и для работников и работодателей установлен переходный период в 5 лет (до 10.06.2026 г.) для перенесения в Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования сведений по бумажным трудовым книжкам о трудовой деятельности работников.
В переходный период можно использовать как бумажную трудовую книжку, так и электронную форму уже имеющихся или внесенных сведений о трудовой деятельности.
Сведения о трудовой деятельности вносятся работником (застрахованным лицом) и работодателем в виде сканированных (оцифрованных) копий трудовой, справок и т.п. с наложением электронной цифровой подписи через веб-портал электронных услуг Пенсионного фонда Украины или путем обращения в территориальный орган Фонда по назначению.
В перспективе трудовая книжка больше не будет основным документом о трудовой деятельности, а после включения в Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования всех сведений о трудовой деятельности работника трудовая книжка выдается под подпись работнику и хранится у него. Важно то, что владелец или уполномоченный им орган и в дальнейшем по требованию работника обязан вносить в трудовую книжку записи о принятии на работу, переводе и увольнении, поощрении и наградах за успехи в работе.
Какие же преимущества дает нам этот закон?
В первую очередь, это прозрачность процесса ведения трудового учета. Электронная трудовая книжка позволит уполномоченным органам назначать гражданам пенсию и социальные выплаты автоматически. Упрощение порядка сбора работником документов о его трудовой деятельности для назначения пенсии. Открытый доступ к информации о приобретенном страховом стаже работников для назначения выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, прежде всего в случае временной потери трудоспособности. Учет данных относительно образования и квалификации работающего населения для формирования рынка труда и подготовки (переподготовки) специалистов по актуальным направлениям. Устранение бюрократизма и негативных последствий утраты трудовой книги, ее физического повреждения, фальсификации и внесения недостоверных сведений в этот документ.
Какие «подводные камни» ждут нас?
Никогда нельзя исключать возможность постороннего вмешательства в Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования путем хакерских атак или другого несанкционированного доступа к такому реестру. В первую очередь рекомендуем всем работодателям и работникам тщательно проверить трудовые книжки на соответствие нормативным и законодательным документам, регламентирующим ведение трудовых книжек и учет трудовой деятельности в электронном виде и внести сведения в Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования о трудовой деятельности тех работников, которые в ближайшее время достигнут пенсионного возраста и будут иметь право на назначение пенсии.